Ученые из Института геологии и минералогии Сибирского отделения (СО) РАН рассказали о крупнейшем в мире месторождении импактных алмазов в Сибири, сообщает Центр общественных связей СО РАН. Как заявил директор этого института Николай Похиленко на инновационном форуме "Интерра" в Новосибирске, "открытие этого месторождения может произвести революцию на мировом рынке алмазов".

Похиленко рассказал, что месторождение находится на границе Красноярского края и Якутии. Оно расположено в зоне Попигайской астроблемы - метеоритного кратера возрастом около 40 миллионов лет и диаметром около 100 километров. Месторождение было открыто еще советскими учеными в 1970-х годах, но, по данным ИТАР-ТАСС, до недавнего времени было засекречено - в СССР его изучение заморозили в связи с тем, что в то время в стране строились заводы по производству синтетических алмазов.

Теперь, после снятия секретности, ученые провели первые исследования и пришли к выводу, что ресурс месторождения превышает все разведанные на сегодняшний день мировые запасы алмазов. "Речь идет о триллионах карат. Для сравнения - сегодня разведанные запасы месторождений Якутии оценивают в миллиард карат", - заявил Похиленко.

По словам ученого, алмазы, найденные в месторождении, особенно ценны благодаря тому, что они являются импактитами, то есть были образованы в результате падения метеорита. Эти алмазы в два раза тверже синтетических и природных алмазов (их кристаллическая структура отличается от структуры обычных алмазов), а также имеют большие размеры зерен, что делает их применимыми во многих сферах промышленности, в том числе обрабатывающей.

"Если брать нынешнее потребление технических алмазов за единицу, то прогнозных ресурсов Попигайского месторождения хватит всему миру на три тысячи лет", - заявил Похиленко. В 2013 году сибирские ученые намерены организовать экспедицию для изучения Попигайского кратера.

СО РАН отмечает, что для оценки рентабельности добычи алмазов необходимо провести минералогические, технические и экономические исследования, так как никакой инфраструктуры для их добычи пока нет.